Как предпринимателю найти свою нишу?
Поиск "голубого океана"
Если вы не слышали про книгу Чана Кима и Рене Моборна, то словосочетание "голубой океан" и его связь с бизнесом, нишами и конкурентами может быть не очевидной. Между тем, именно методика "голубого океана" может оказаться весьма эффективной для успешного выбора своей ниши и старта бизнеса.

В чем принцип?
Согласно идее, выдвинутой авторами книги, бизнес-поле можно условно разделить на два океана:

  • Красный — привычная стратегия борьбы с конкурентами, борьба за клиентов, игра с ценовой политикой с целью выдать лучшее предложение
  • Голубой — путь созидательный, новаторский, свободный от конкуренции

Стратегия голубого океана звучит несколько утопично, однако её успешную реализацию мы можем проследить на примерах работы таких компаний как Apple, Netflix, Ford, Вкусвилл и других.

Как реализовать стратегию "голубого океана"?
    Найти и занять свободную нишу — создать поле, свободное от конкуренции, либо сделать иначе в уже существующем пространстве. Проанализировать схожие отрасли и переосмыслить привычные модели.

    Например, на рынке ранее уже было множество компаний, которые предлагали схожие услуги — транспорт в аренду. Внедрение каршеринга в эту сферу — голубой океан. Или появление онлайн-кинотеатров за подписку, которые пришли на смену видеопрокату.

    Сфокусироваться на ценности для клиента и создать УТП — как только вы узнаете, чего хотят ваши клиенты (уже существующие или, если вы только начинаете свой предпринимательский путь, тогда можно проанализировать вашу будущую целевую аудиторию), вы сможете разработать уникальное предложение, отвечающее этим потребностям.

    Так поступил Вкусвилл — компания, которая успешно выделилась на фоне конкурентов за счет уникального подхода к формированию ассортиментной матрице и взаимодействию с партнерами и клиентами.

    Использовать инструмент "стратегической канвы" — моделирование актуальной рыночной ситуации с опорой на данные о конкурентах, степень их развитости, ценности вашего бизнеса.

    Построить "карту полезности" по двум осям (измерениям):
    покупательский цикл — покупка, доставка, использование, дополнения, уход, окончание использования
    рычаг пользы — продуктивность, простота, удобство, риски, приятность использования, экологичность.

    По указанным метрикам строится таблица с обозначением горизонтальных строк и вертикальных столбцов и в пересечениях фиксируется информация о полезных для покупателей свойствах товаров, которыми пренебрегает рынок.
    Понравилась статья?