Сегодня мы выходим к вам с обещанным постом на тему трудностей с поставками, которые многие из вас успели ощутить на себе😔
Мы получаем письма с жалобами и недовольством, которое всей командой целиком и полностью разделяем вместе с вами! И сегодня мы бы хотели открыто поделиться с вами происходящим “за кулисами”.
Глобально мы столкнулись с тремя основными проблемами, каждая из которых достаточно объемна и потому не имеет универсального решения.
Проблемы с проведением валютных переводов
План А
В сентябре РайффайзенБанк, наш основной банк по внешнеэкономической деятельности, приостановил валютные переводы за рубеж. По данным СМИ за 2023 год, банк обслуживал до 50% всех валютных платежей России с остальным миром, и это стало большой проблемой. Другие же банки, начиная с конца 2023, приостановили открытие валютных счетов в связи с опасением, что деньги клиентов будут заблокированы на стороне банков-корреспондентов.
План Б
Разумеется, у нас был план Б!
Бо́льшую часть валютных платежей из РайффайзенБанка мы в срочном порядке переориентировали в другие банки, которые, однако, оказались к этому не готовы и перевели обработку платежей в ручной режим для дополнительных проверок по требованию регуляторных органов на предмет отсутствия оплат за санкционные коды товаров.
Очередь была настолько большой, а ручная обработка настолько медленной, что большинство валютных переводов (а в них вошли все наши платежи, оформленные в сентябре) оказались в очереди на обработку на стороне банка-корреспондента, а фактически — были заблокированы. В связи с тем, что по регламенту срок обработки был превышен, валютные платежи попросту вернулись к нам во второй половине октября.
План В
Как только мы получили информацию от банка о том, что платежи могут быть не обработаны, мы решили не терять время (ведь мы имели в рукаве план В!) и организовали валютные переводы иными способами. Для этого мы выстроили цепочку платежей через финансовых агентов из нескольких стран. Это было единственным вариантом, хотя и увеличило длительность прохождения перевода в среднем в 2,5-3 раза — до 10 дней.
Задержки со стороны производителей
В связи с отсутствием ряда компонентов некоторые производители увеличили сроки отгрузки на несколько недель уже после оплаты, в процессе производства заказа.
В таких случаях у нас не всегда есть возможность отказаться от задерживающего «балласта» в виде какого-то отдельного артикула и увезти остальной груз, так как производитель не всегда готов отгружать заказ частично. В основном это связано со сложностями переоформления документов на экспорт, нежели с технологическим процессом, но в каждом таком случае мы форсируем события со своей стороны, насколько это возможно.
И снова санкции
Безусловно, мы сталкиваемся и с той проблемой, что некоторые наши продукты попадают под санкции, производители запрещают экспортировать свою продукцию в Россию, в т.ч. своим дистрибьюторам и агентам, которых пугают судами. А иногда грузы, проходящие страны Прибалтики, задерживаются намеренно для создания неудобств при экспорте из ЕС в Россию.
Таким образом, в области логистики также регулярно возникают всё новые и новые сложности.
Чему мы научились?
1. Адаптировались к проблемам и каждый день находим новые решения. 2. Формируем более точные прогнозы и план действий для самых неожиданных сценариев, чтобы быть на шаг впереди.
Какова ситуация на текущий момент?
Несмотря на наше оперативное вмешательство, учесть все внешние факторы не удалось, и мы столкнулись с критическим снижением запасов.
Мы не ошиблись в планировании цепочки поставок, запасов или продаж, но мы действительно ошиблись в оценке рисков, т.к. не ожидали, что все прогнозируемые нами негативные сценарии проиграются друг за другом.
Нам действительно печально, что это произошло в сезон, и мы крайне сожалеем, что подвели вас!
Мы денно и нощно работали и продолжаем работать всей командой над тем, чтобы обеспечить стабильность в текущих условиях, и иногда это не удаётся.
Что будет дальше?
Разумеется, даже в текущих реалиях мы не можем не внести позитивную ноту:
Все опаздывающие поставки уже в пути и прибудут в конце ноября/начале декабря, остальные — в работе у производителей и готовятся к отгрузкам.
И в заключение: мы принимаем гнев недовольных, и благодарим каждого из вас за понимание и терпение, ценим вашу поддержку.